bigphils (bigphils) wrote,
bigphils
bigphils

Category:

Корабли постоят и ложатся на курс. Глава 1. «Clyde Ore»

Нижеследующий текст написан человеком, имеющим на "Большом Форуме" ник Visitor. Я уже публиковал одну главу из его расследования роли советского ВМФ в программе "Аполлон" Корабли постоят и ложатся на курс. Глава 13. С тех пор прошло прилично времени, и у меня не было с ним переписки. Этот материал уже давно опубликован в Сети и не является секретным. Я собрал все посты вместе, поправил исчезнувшие за прошедшее время ссылки и фотографии. В остальном даю его текст с минимальным редактированием.

Необходимое предисловие тем кто не в теме. На это расследование Visitor-а натолкнули соображения, похоже, впервые высказанные Аркадием Велюровым в этой статье «Матч-реванш: NASA против Главного Бюро находок» в которой он делает предположение, что СССР из под носа у НАСА стащил тренировочный макет (или капсулу Аполлон-13), пользуясь неразберихой, возникшей в связи с аварией К-8, которая произошла в аккурат накануне запуска Аполлона-13. Однако Велюров не идёт дальше предположения, что это было чистое совпадение.

Я весьма далек от кощунственной мысли, что кто-либо умышленно организовал эту аварию, или использовал гибель людей в мелких целях. Нет, трагедия произошла случайно и была следствием цепи несчастливого стечения обстоятельств.

В данном расследовании Visitor резонно предполагает, что подобные совпадения весьма маловероятны...


Из заключения государственной комиссии по выяснению гибели атомной подводной лодки «К-8», взято отсюда http://www.submarinersclub.ru/Shigin_K8.htm

А по поводу этой самой государственной комиссии по выяснению даже Шигин пишет:

Вдумайтесь в последние слова ветерана К-8: “Выводов комиссии нам не сообщали”. Что ж, адмирал Касатонов и его соратники сделали свое дело, и, казалось бы естественным руководству Министерства обороны дать указание изучить трагический опыт погибшей атомной лодки, учить на ее примере другие экипажи, рассказывать о причинах ее гибели новым поколениям подводников. Ведь уроки борьбы за спасение К-8 обошлись так дорого! Но начальство поступило иначе. На все материалы, относящиеся к гибели атомохода, был наложен гриф “совершенно секретно”, доступа к ним не имел практически никто.

Хотя в тех заключениях… Там же, адмирал А.П.Михайловский:

«Как все это до идиотизма просто, думал я читая скупые строки итогового документа, – и как непохоже на ту трагедию, что разыгралась в Атлантике на борту несчастного корабля».

А по всему Шигину... Вице-адмирал Рязанцев Валерий Дмитриевич, заместитель начальника Главного управления боевой подготовки ВС РФ по военно-морскому флоту http://avtonomka.org/vospominaniya/481-otvety-vitse-admirala-zapasa-ryazantseva-v-d-polzovatelyam-seti.html

Писатель В.В. Шигин в своей книге о гибели АПЛ «Курск» опубликовал столько вранья и неточностей, что верить в то, что он опубликовал о гибели К-8 не представляется возможным.

А больше источников нет. Остальное перепевы. Что касается клуба подводников города Ленинграда, то они получили простой ответ из архива РФ, заинтересовавшись К-8. Проще не бывает. Догадайтесь сами.

Ловля Аполлона на живца – тема правильная. Вон сколько защитничков всплыло сразу, и везде почерк одинаков – рыбаки, Бискайский залив, у меня друг там служил… И давить на слезу.

Напомню в который раз – здесь обсуждается лунная афера, а не “утонула-не утонула”. В конце концов, приведите, господа, хоть одно единственное официальное заявление правительства СССР или правительства РФ о гибели АПЛ К-8. Тогда и поговорим. А художественными произведениями зачитывайтесь сами.

Итак, суда гражданские, заграничные.

Их было два – одно очень заграничное, даже можно сказать, заморское, а другое не очень, т.е. болгарское. Начнем с первого повстречавшегося, того, что очень.

“Clyde Ore”

1).http://zn.ua/SOCIETY/prodolzhat_borbu_za_zhivuchest_lodku_ne_ostavlyat-20158.html

И вот днём на горизонте показалось какое-то судно. Командир приказал выпустить в его сторону несколько сигнальных ракет. Нас заметили. Судно сменило курс и направилось в нашу сторону. Когда оно подошло ближе, мы увидели большой кленовый лист на дымовой трубе и надпись «Монреаль» на борту. Это был канадский сухогруз. На расстоянии 100–150 метров он обошёл вокруг нашей лодки и лёг на прежний курс.

– Как же так? Почему канадцы не оказали вам никакой помощи?
– А мы о ней и не просили. Увидев, что это «капиталисты», да к тому же натовцы, командир принял решение не вступать с ними в контакт. Стоя в ограждении рубки, я видел, что с капитанского мостика сухогруза канадцы всматривались в нашу лодку. Видимо, пытались понять, в чём же дело. Но так как мы не подавали никаких знаков о помощи – они и пошли себе дальше. Судя по всему, канадцы сообщили о нас на берег, и вскоре над лодкой появился американский четырёхмоторный самолёт.

2).http://www.gorod.cn.ua/ru/news_25446.html

А примерно в 14 часов 15 минут на горизонте показалось судно. Мы дали пять красных ракет, и оно повернуло к нам. Зрение тогда у меня было хорошее. Смотрю: на борту надпись «Монреаль». Но оно подошло поближе, обогнуло нас дугой и ушло. Может, канадский капитан автоматчиков на палубе испугался, кто его знает. А через какое-то время появились американские самолеты-разведчики «Орион», стали сбрасывать гидроакустические буи. А ночью освещали нас ракетами. Впрочем, если бы канадец и рискнул нам помочь, из этого все равно ничего бы не получилось. В то время запрашивать помощь у иностранного судна считалось преступлением».

3).http://fakty.ua/55033-quot-ya-i-teper-muchayus-chto-ne-otkryl-dver-drugu-zadyhavshemusya-v-goryacshem-otseke-ne-uspokaivaet-dazhe-mysl-o-tom-chto-esli-by-sdelal-eto-vmeste-s-nim-mog-pogibnut-i-ves-ekipazh-podlodki-quot

На горизонте вскоре появились огоньки какого-то судна. Когда оно приблизилось, мы поняли, что это не наше. Вскинули автоматы. Канадский разведчик обошел нас по кругу и исчез.

4).http://lib.rin.ru/doc/i/81847p2.html

В 14:15 на горизонте показалось судно. Был подан сигнал пятью красными ракетами. Подошедший сухогруз оказался канадским "Clyvde Ore". Приблизившись к лодке на 15 Кб, судно обошло её по дуге и, развернувшись на прежний курс, полным ходом стало удаляться.

5).Бискайский реквием (К-8) (http://avtonomka.org)

– Справа по траверзу судно! – внезапно закричал сигнальщик.
Бессонов инстинктивно глянул на часы. Было 14 часов 15 минут.
– Давайте ракеты! – приказал он.
– Какие?
– Пять красных!
С шипением в воздух взвилась первая ракета, за ней еще и еще. Бессонов, Каширский и замполит Амосов, не отрываясь, смотрели в бинокли.
– Кажется, заметил и повернул на нас! – обрадовано бросил стоящим на мостике Каширский.

Вскоре стало ясно, что идущее к лодке судно – сухогруз. Затем по маркировке трубы определили государственную принадлежность – Канада. Еще несколько минут и восьмикратная оптика выхватила название судна – “Глоу де ор”. Каширский с Бессоновым нервно переглянулись. Оба стояли теперь перед тяжелейшей дилеммой: отказаться от помощи иностранца, принадлежавшего к тому же к государству блока НАТО.

К молчавшим Каширскому и Бессонову подошел шедший на лодке замначальника Особого отдела дивизии капитан 3-го ранга Арго Вилль. Кто-кто, а он прекрасно понимал, чем вызвано это затянувшееся молчание замкомдива и командира. Спустя годы оставшиеся в живых члены экипажа К-8 с теплотой будут вспоминать своего особиста. За что? За мужество!

– Запрашивайте помощь! – сказал он. – Готов нести ответственность наравне с вами!

Каширский с Бессоновым понимающе переглянулись. Теперь их, взваливших на себя тяжкую ношу ответа за возможные последствия, стало трое. Замкомдив с командиром тоже высказались за принятие помощи. Итак, советские подводники, презрев во имя спасения людей все возможные политические сложности, были готовы принять помощь даже от натовского судна. Теперь слово было за канадцами: сделают ли шаг навстречу, и великое морское противостояние ознаменуется первым дружественным актом взаимовыручки. Канадское судно меж тем быстро приближалось. Еще несколько минут – и произойдет событие дотоле небывалое: канадские моряки придут на помощь советским атомоходчикам! Но произошло почти невероятное! Подойдя к дрейфующей подводной лодке кабельтов на пятнадцать, канадский сухогруз обошел ее по дуге и, несмотря на все призывы о помощи, внезапно развернувшись на обратный курс, дал полный ход. На палубе канадского сухогруза толпилась любопытствующая команда.

На мостике “восьмерки” сдержанно матерились.

– А может, оно и к лучшему! – вздохнул замполит Амосов, поправляя спадающие очки. – От такого спасателя хлопот больше, чем пользы.

Почему столь недостойно поступил канадский капитан, неизвестно. Может, вид терпящей аварию советской подводной лодки не вызвал у него ничего, кроме злорадного любопытства, удовлетворив которое, он поспешил убраться восвояси? Может вид раненого атомного монстра напугал канадских мореходов? Как бы то ни было, но великую заповедь мореплавателей всех времен об оказании помощи терпящим бедствие они проигнорировали... Но, как говорится, Бог им судья!…

Бывший заместитель командира дивизии капитан 1-го ранга в отставке В. А. Каширский придерживается, однако, иного мнения: “… Оружие командир взял в момент подхода канадского судна. Одновременно было вооружено отделение матросов и старшин автоматами – для предотвращения возможных провокационных действий”…

Наступало утро 9 апреля. Море до 2 баллов, видимость полная, горизонт чист, корабль без хода и энергии. Во второй половине дня на горизонте показались очертания судна. Сигнальными ракетами оповестили об оказании помощи. С верхней палубы убрали весь личный состав. На всякий случай офицеров на мостике вооружили стрелковым оружием, которое имелось на борту. На мачте развивался Военно-морской флаг, символ нашей Родины. Подойдя ближе, это судно, описав вокруг нас циркуляцию, ушло дальше своим курсом. Им оказался Канадский танкер.

6).http://lib.rus.ec/b/266230/read

В 14 часов 15 минут на горизонте показалось судно. Дали пять красных ракет – сигнал бедствия. Через некоторое время к подводной лодке приблизился канадский транспорт «Clyv de ore». Не подавая никаких сигналов, он описал круг вокруг подлодки. Вот как рассказывал потом об этой встрече с «канадцем» В.А. Каширский, находившийся на борту аварийной субмарины:

«На мостике и палубе судна хорошо были видны десять - пятнадцать человек, внимательно наблюдавших за нами. Но, наш сигнал одного лишь флага международного свода „L“ („Прошу остановить судно, у меня есть важное сообщение“), они не приняли. Сделав круг, транспорт скрылся за горизонтом. Зато вскоре появились базовые разведывательные самолеты НАТО, начавшие фотографировать беспомощную лодку в надводном положении».

7).http://vpk-news.ru/articles/342

Через некоторое время после всплытия недалеко проходил иностранный сухогруз. С лодки ему подали сигнал бедствия - пять красных ракет, после чего судно описало вокруг АПЛ дугу и удалилось прочь.

8). http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=11604829

…не работали основные средства связи, а резервные УКВ-станции были пригодны лишь к работе в зоне обычной видимости. Только сигнальными ракетами и могли подводники аварийной «восьмерки» привлечь к себе внимание в центре Бискайского залива…

В районе 14 часов 15 минут на горизонте был замечен сухогруз. По приказанию командира были даны пять красных ракет, на которые среагировал канадский транспорт «Глоу Де Ор». Среагировать-то, среагировал, да подойдя на дистанцию в 15 кабельтовых, резко изменил курс и … убыл своим курсом. Почему так поступил «канадец» и сегодня непонятно, даже с точки зрения «холодной войны», ведь морское братство не отменяло ни НАТО, ни Варшавский Договор.

9).http://novaya.com.ua/?/articles/2010/04/07/133820-9

Казалось, удача повернулась к ним лицом, когда в 14 часов 15 минут уже 9 апреля на сигнальные огни отозвался канадский транспорт «Глоу де Ор». Но радость была преждевременной: оказавшись на безопасном расстоянии, «канадец» развернулся и попросту бросил К-8 на произвол судьбы! Но почему? До сих пор неизвестно…

10).http://www.simvolika.org/mars_105.htm

В 14.15 на горизонте появилось судно. Был подан сигнал пятью красными ракетами.

Подошедший сухогруз оказался канадским «Clyvde Ore». Приблизившись к лодке на 15 кабельтовых, канадское судно обошло ее по дуге и, развернувшись на прежний курс, не оказав помощи терпящей бедствие подводной лодке, полным ходом удалилось.

11).http://www.vu.mil.gov.ua/index.php?part=article&id=936 (недоступно)

Коли ж на обрії з’явилося канадське судно «Clyvde Ore», у членів екіпажу «К-8» замайоріла надія на порятунок. Однак судно різко обходить човен і продовжує рух у заданому напрямку. Чому канадці порушили святу традицію і не надали допомогу тим, хто потерпає від катастрофи, залишається незрозумілим й досі. Якби не та «дивна поведінка» капітана «Clyvde Ore», вже 9 квітня могла б розпочатися операція з рятування «К-8».

12).http://chtoby-pomnili.livejournal.com/140266.html

В этот момент к лодке в опасной близости стал подходить канадский транспорт (около 50 кабельтовых). Видимо канадский транспорт увидел лодку, из которой валил бурый дым и подошел с целью оказать помощь.

Бессонов видя, что это канадский танкер - от помощи отказался, на лодке был поднят сигнал - "имею на борту опасный груз, в помощи не нуждаюсь, отойти от борта" (красная ракета, мегафон – проблесковый маяк на рубке - который, по словам очевидцев, то ли удалось установить толи нет - неясно)

Канадцы - (честь им и слава) - будучи настоящими моряками - дали в эфир координаты терпящей бедствия лодки...

13).http://www.adsl.zveronline.ru/projects/articles/2010/04/21/predtecha/

Успели передать на берег донесение об аварии. Мимо проходил сухогруз, кажется канадский. Подали сигнал бедствия – пять красных сигнальных ракет. Судно описало вокруг лодки дугу, но, поняв, что это атомная лодка, удалилось, скрывшись за горизонтом. Отказался оказывать помощь капитан и экипаж, видно побоялись радиоактивного излучения.

14).http://www.kommersant.ru/doc/599326

Через некоторое время к месту аварии приблизился канадский транспорт Clyv de ore, но на просьбу о помощи он не откликнулся.

15).http://www.flot.com/blog/historyofNVMU/i...rase_id=81076&print=Y&PAGEN_1=12

В 14 часов 15 минут на горизонте показалось судно.

С подводной лодки дали сигнал бедствия, запустив в воздух 5 красных сигнальных ракет.

Примерно через час к подводной лодке подошел канадский транспорт "Clyv de ore". Он описал вокруг лодки дугу в дистанции примерно 15 кабельтовых и удалился, скрылся за горизонтом.

16).http://galea-galley.livejournal.com/17675.html

Проходившему невдалеке канадскому судну подали сигнал бедствия - пять красных сигнальных ракет. Но судно описало вокруг лодки дугу и удалилось, скрывшись за горизонтом.

Наверное, 16 шт. примеров описания этого события хватит. Уйма подробностей, но чего-то в этих описаниях не хватает. Например, ни в одном нет упоминания о курсе судна, откуда оно появилось (с севера, юга и т.д) и куда ушло. В грузу было или в балласте? Окраска судна, его архитектура, флаг... Как-то никто таких “мелочей” не заметил.

Зато и очевидцы и писатели видели то, чего видеть не могли в принципе.

Такого названия судна видеть не могли, например. Уже хотя бы потому, что ни в английском языке, ни в французском таких слов, как «сlyv» или «сlyvde» нет в наличии. Обратный же перевод красивого словосочетания «Глоу де ор» даёт не менее красивое выражение на канадском языке «Золотой накал». Но проблема в том, что канадского языка нет в природе.

А ещё кленовый лист на трубе видеть не могли. На трубе наносится не «маркировка» государственной принадлежности, для этого флаг кормовой существует, а «маркировка» судовладельца. Но это опять же “мелочи”.

Вернёмся к названию. Оно искажено умышленно или нет, я не знаю. Может машинистка ошиблась, а уважаемые люди тупо, не задумываясь, повторяют. А скорей всего искаженно для того, чтобы претензий со стороны судовладельца избежать, ложно обвинив его в неоказании помощи. Дело в том, что такое судно, с похожим начертанием букв, в те времена существовало, и оно вполне могло встретится с К-8 в апреле 1970-го года.

И таки встретилось. Речь идёт о рудовозе Clyde Ore.

Головным судном серии глубоководных морских рудовозов было судно Ems Ore; построенное на Schlieker-Werft, Гамбург, Германия, заводской № 535 и спущенное на воду 17-го октября 1959-го года. Ems Ore было со средней надстройкой и кормовым машинным отделением. Судно имело длину 166,42 м, ширину 22, 50 м и осадку 12,2 м, при грузоподъёмности в 20 354 метрические тонны. Всего было построено в 1959-1960 годах восемь судов этой серии специально под долговремённое чартерное соглашение с Navios Corp., Багамские Острова (дочерним предприятием U.S. Steel), для перевозки железной руды между Венесуэлой и Европой в интересах всё той же U.S. Steel. Четыре из восьми судов находились в управлении немецкой компании Transatlantic Bulk Carriers под флагом Либерии, порт приписки Монровия. Это были Ems Ore, Rhine Ore, Ruhr Ore и Weser Ore . Другие четыре управлялись Polaris Shipping Co., американской компанией. Их названия – Clyde Ore, Tees Ore, Thames Ore и Tyne Ore. http://www.boatnerd.com/pictures/fleet/cedarglen.htm

В источнике флаг других четырёх рудовозов не указывается, но, по другим данным, он был тот же, либерийский. Tyne Ore, к примеру. http://openjurist.org/435/f2d/549/ore-carriers-of-liberia-inc-mv-tyne-ore-v-navigen-company

И очевидцы вполне могли разглядеть надпись на корме (не на борту!) – MONROVIA. Надпись, кстати, сделанную более мелкими буквами, чем название Clyde Ore. А вот где господа офицеры кленовый лист на трубе узрели, сказать не берусь. Как и не берусь объяснить, как это можно было флаг на корме не заметить. Копия флага США, только звезда одна большая. Не знать таких элементарных вещей, как определение государственной принадлежности судна (а определяется она исключительно по кормовому флагу), товарищи командиры не могли, а вот крысы сухопутные, легенду сочинявшие, нагляделись на первое попавшееся судно с серпом и молотом на трубе, ну и… Що сіре, те й вовк – говорят на Украине. Так что то, что судно было канадским, знают все, со времён Щукозера (о котором позже) и позорят ничего не подозревающих канадцев на чём свет стоит за не оказание помощи. А то, «что в помощи не нуждаемся» и, для доходчивости, отделение матросов и старшин c автоматами во главе с командиром-пистолетчиком, так это ещё Аль-Капоне говорил, что “С помощью доброго слова и пистолета вы можете добиться гораздо большего, чем только одним добрым словом” . А уж со вскинутыми автоматами так и подавно. Вот и добились. Вернее, отбились от помощи, уже имея 30 трупов на борту, помимо пожара.

Так в официальной версии.

Вот на Щукозере (о котором позже) и объясняли – все видели MONROVIA написано? Так по нашему это МОНРЕАЛЬ, а Монреаль – это Канада, а Канада – это НАТО, а НАТО не сдаётся наш гордый лодка-корабль.

Канадский транспорт-сухогруз-танкер-разведчик «Clyv de ore»/«Clyvde Ore»/«Глоу Де Ор».

Дымовая труба «с большим кленовым листом»


«Маркировка» компании Navios Corp., судовладельца. http://www.crwflags.com/fotw/flags/us~hfn.html

Флаг Либерии.

 

Пример надписи порта приписки MONROVIA. Хорошо виден кормовой флагшток с флагом Либерии. Именно он, кормовой флаг, определяет государственную принадлежность судна.

Ещё одно либерийское судно. Тот же флаг на корме.

Резюме, как нынче модно говорить. Горит атомная подлодка уже пол суток посреди Атлантики, 30 трупов, связи нет, подзываем ракетами какой-то пароход, вскидываем автоматы и гоним его прочь, о чем тут же узнаёт вся северная Атлантика, за исключением наших судов радиоразведки, находящихся поблизости.

Вывод: Не того ждали.

Спецоперация была поводом не отвлечь «стаю шакалов» (по Велюрову), а привлечь без подозрений свою. И повод был железный – авария.

«Стая» США была сравнительно немногочисленная. «Шакалили» всего 4 корабля. Вот список поисковых сил ВМФ США в Атлантике на время “полётов” Аполлонов:

Apollo 10 USS Rich (DD820)
Apollo 11 USS New (DD818)
Apollo 12 USS Austin (LPH38)
USS Hawkins (DD873)
Apollo 13 USS New (DD818)
USS Bordelon (881)
USS Forest Royal (DD872)
USS William C. Lane (DD763)

Но не надо забывать о «быстроходной» и мобильной авиации, которая облётами и подтвердила «аварию», получив радио с «Clyde Ore». Не было бы «Clyde Ore», на подходе уже был «болгарин».

И наша «стая», конечно же, в нужное время оказалась в нужном месте, под прикрытием всего развёрнутого ВМФ СССР. Только это было не место аварии лодки. Те четыре американца погоды уже не делали – было поздно. Капсула была выловлена к вечеру, и после полуночи лодка ушла – дальше имитировать аварию уже не было смысла, обман раскрылся.

Справка.

По Шигину
«…на борту атомохода находилось 125 человек. Из них офицеров — 28, сверхсрочников — 31, матросов и старшин — 66. Семейными были пятьдесят один человек. Кроме штатной команды, на борту лодки находилось десять человек, прикомандированных из штаба дивизии и с других экипажей. Кроме них, в поход были взяты и двенадцать матросов-учеников, для них боевая служба должна была стать хорошей практикой. По настоянию особого отдела за “политическую незрелость” перед самым выходом в море был списан с лодки матрос Гусев, в прикроватной тумбочке которого нашли письмо домой, где незадачливый подводник писал, что скоро идет в дальний поход “гонять” американские подлодки».

Награждено 122 человека.
Штатный экипаж 104 чел. (24 офицера).

Продолжение следует...


Также читайте на эту тему:
Tags: ussrnavy, visitor, Аполлон-13, ВМФ СССР
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment