bigphils (bigphils) wrote,
bigphils
bigphils

Categories:

Корабли постоят и ложатся на курс. Глава 2. «Авиор»

Так как “Авиор” все же был иностранным судном…
(Шигин. Бискайский реквием К-8)

“Авиор”


Карта Северной Атлантики, где и разворачиваются описываемые в данном исследовании события. "Координаты Шигина" даны в его книге как место рандеву «Авиора» и К-8. Зелёной линией показано кратчайшее расстояние между северной оконечностью Англии и самой южной точкой о.Куба, о чём ниже.

Вторым гражданским судном, побывавшим на месте аварии, было судно болгарское. Сравним встречу “по-канадски” и встречу “по-болгарски”.

1).http://zn.ua/SOCIETY/prodolzhat_borbu_za_zhivuchest_lodku_ne_ostavlyat-20158.html

Утром 10 апреля на горизонте показались огни какого-то судна. Хотя и были опасения, что это опять «капиталисты», командир распорядился подать сигнал ракетами. На этот раз нам повезло: к лодке подошёл болгарский транспорт «Авиор». Можете представить, как мы обрадовались: «Наши, славяне!». Они шли с Кубы в Англию, везли сахар. Судно подошло почти вплотную к подлодке и через электромегафон можно было вести разговор с его капитаном. И тут ещё одна удача: на «Авиоре» оказался советский капитан-наставник.

2).http://www.gorod.cn.ua/ru/news_25446.html

Утром 10 апреля на горизонте показалось другое судно. Снова выпустили сигнальные ракеты. К терпящей бедствие лодке подошло болгарское грузовое судно «Авиор». Немедленно через Варну в Москву ушла радиограмма. Теперь К-8 могла рассчитывать на помощь.

3).http://fakty.ua/55033-quot-ya-i-teper-muchayus-chto-ne-otkryl-dver-drugu-zadyhavshemusya-v-goryacshem-otseke-ne-uspokaivaet-dazhe-mysl-o-tom-chto-esli-by-sdelal-eto-vmeste-s-nim-mog-pogibnut-i-ves-ekipazh-podlodki-quot

Под утро снова появились огни, – продолжает Иван Олейник.  – Мы пустили красные ракеты: не подходи! Судно ушло. Потом снова появилось. Это оказался болгарский сухогруз «Авиор», шедший из Гамбурга на Кубу.

«В какой помощи нуждаетесь?» – спросил капитан. «Передайте шифр на Москву...» Только у них частоты такой нет. Передали в Варну.

4).http://lib.rin.ru/doc/i/81847p2.html

Только через 30 часов лодку случайно обнаружило болгарское судно "Авиор".

Чтобы не навалиться на лодку, сухогруз немного отошел в сторону и стал в дрейф. Через его радиостанцию в Варну ушло сообщение о происшедшем.

5).Бискайский реквием (К-8) (http://avtonomka.org)

С кормы на горизонте показались очертания судна. По мере его приближения, стала видна надстройка и труба, но никаких опознавательных знаков о его принадлежности не было. Труба не белая, а кремовая с красной полосой и без серпа и молота. Невольно возникал вопрос: а чье же это судно? Затем видим название «Авиор» и только, когда оно поравнялось с нами, мы через рупор (сделанный из консервной банки из-под сухарей) связались с мостиком. Как. оказалось, это был болгарский   сухогруз, а капитаном-наставником был наш соотечественник. Судно по инерции двигалось вперед и тогда на корме мы увидели порт приписки «Варна».

Наша радиоаппаратура не работала и, только благодаря этому сухогрузу, мы смогли через болгарский порт Варна передать сообщение об аварии в Москву во второй половине дня...

Начавшийся рассвет был безрадостен: пожар, шторм, отсутствие связи и полная неизвестность впереди.

– Ходовые огни! Вижу ходовые огни! – закричал внезапно сигнальщик.
Люди на мостике встрепенулись:
– Где? Где?
Справа пятнадцать! Да вон же хорошо видно! – уже рукой показывал старшина 1-й статьи Чекмарев.

Прикрывая глаза от ветра, офицеры стали вглядываться по указанному направлению. Точно! Справа отчетливо просматривался красный бортовой огонь и два белых на мачтах.

– Похоже, транспорт! – посмотрев в бинокль, высказал предположение капитан 2-го ранга Ткачев.
– Давайте ракеты! – распорядился командир.

Одна за другой в небо ушло еще пять красных ракет.

– Поворачивает на нас! – сразу крикнуло несколько голосов.

Быстро светало. На мостике Каширский, Бессонов и Анисов, торопясь, шифровали радиограмму. Когда судно несколько приблизилось, с лодки на него передали сигнал “Иже Веди”, что по международному своду означает “Хочу установить связь”. Затем передали еще две буквы: “Люди” и “Мыслете” – “Прошу остановить машины, есть важное сообщение” и “Не имею хода”. С судна просигналили, что все поняли.

Теперь было отчетливо видно, что подошедшее к атомоходу судно – сухогруз. На желтой дымовой трубе хорошо выделялась широкая красная полоса.

– Кажется, наши! – обрадовались на мостике К-8.
Укажите вашу принадлежность! – крикнул в свернутый из галетной банки мегафон Каширский.

В ответ что-то махали руками, но слова относил в сторону ветер.

Вы русские?
– Русские! Русские! – обрадовано закричали с судна.
На лодке сразу оживились.

Сухогруз подвернул и на его корме отчетливо проступила надпись “Авиор” и порт приписки “Варна”.

– Все одно свои, братушки! – переговаривались между собой подводники. – Теперь уж дело пойдет на лад.

Тем временем командование атомохода выяснило возможность передачи радиограммы. С “Авиора” разводили руками:

– Вашей частоты не имеем. Наш передатчик дискретный!
– Что будем делать? – обвел взглядом стоящих рядом с ним офицеров Каширский. – Остается одно – давать РДО через Варну!

Командир, замполит и особист утвердительно кивнули. Вновь вооружившись мегафоном, замкомдив продиктовал на болгарское судно шифрованную радиограмму – бессвязный набор цифр для передачи в Москву.

С “Авиора” кричали:
– Остаюсь около вас, пока не получу подтверждения из Варны!
– Дайте наше место и прогноз! – попросили с лодки.
Широта 48°10' северная. Долгота 20°06' западная, – немедленно отозвались с судна. – А прогноз плохой. Западнее Азор идет циклон “Флора”, и в нашем районе к вечеру ожидается баллов 6–7. В чем нуждаетесь?

6).http://lib.rus.ec/b/266230/read

Только утром 10 апреля на горизонте вновь появились огни. Снова подали аварийный сигнал красными ракетами. Вскоре к «К-8» подошел и лег в дрейф болгарский транспорт «Авиор». Капитаном на этом судне оказался земляк - мурманчанин Рэм Германович Смирнов. Болгары спустили две шлюпки и переправили к себе на борт 43 подводника. Затейливым путем, через командующего ВМФ Болгарии, передали в Москву шифровку.

7).http://vpk-news.ru/articles/342

Только 10 апреля, почти через двое суток отчаянной борьбы за выживание корабля и экипажа, на АПЛ вышел болгарский теплоход "Авиор". Капитан судна, оказавшийся соотечественником, в рупор спросил, что случилось и в чем нуждается экипаж. На вопрос командира К-8, нельзя ли связаться с Москвой, с теплохода ответили: "Только через Варну". После того как теплоход передал радиограмму, с атомохода поблагодарили и дали "добро" уходить. Однако капитан судна решил оставаться рядом с аварийным кораблем и ждать ответа от своего начальства.

8).http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=11604829

Наступило утро 10 апреля, когда на горизонте было обнаружено еще одно судно. После очередных пяти ракет к лодке подошел болгарский сухогруз «Авиор», капитаном которого был представитель Мурманского морского пароходства Рэм Германович Смирнов. Как обрадовались советские моряки, когда с борта сухогруза им сказали: «Держитесь братушки». А еще запомнили оставшиеся в живых вкус сигарет (нет, не «сигарет с ментолом») «Шипка», именно та Шипка, которая и сегодня является символом  болгаро-советской-российской-украинской-белорусской-славянской дружбы. По сложной цепочке радионитей (Болгарское морское пароходство в Варне – ВМС Болгарии, также в Варне – оперативный дежурный ЧФ в Севастополе – Главный штаб ВМФ в Москве), да и то не сразу было доложено о ситуации. И уже находящиеся рядом советские суда ММФ (министерства морского флота) и корабли ВМФ ринулись на помощь беззащитной К-8.

9).http://novaya.com.ua/?/articles/2010/04/07/133820-9

Только 10 апреля в Главном штабе ВМФ узнали, что в Атлантическом океане тонет советская атомная подлодка. И все благодаря болгарскому сухогрузу «Авиор», который прибыл на место трагедии, увидев сигнальные огни. К-8 уже затапливало, когда из Москвы был передан приказ всем судам, находившимся поблизости, прийти на помощь.

10).http://www.simvolika.org/mars_105.htm

10 апреля 1970 года только через 30 часов после начала аварии К-8 случайно обнаружило болгарское судно «Авиор» с советским капитаном-наставником на борту. Через его радиостанцию в Варну было передано сообщение об аварии.

11).http://www.vu.mil.gov.ua/index.php?part=article&id=936 (недоступно)

Проте лише вранці 10 квітня субмарину випадково помітили моряки болгарського судна «Авіор». Саме з його борту було відправлено радіограму до Варни, а звідти – у Москву. Отож тільки на третій після пожежі день на допомогу «К-8» були спрямовані підводні човни та кораблі ВМФ та ММФ СРСР. Але час було згаяно: закінчився майже увесь запас кисню, а до кормових відсіків почала прибувати вода.

12).http://chtoby-pomnili.livejournal.com/140266.html

Канадцы - (честь им и слава) - будучи настоящими моряками - дали в эфир координаты, терпящей бедствия лодки, услышав это, к лодке подошел болгарский транспорт "Авиор". К этому моменту рубка связи выгорела вся.

Через "Авиор" - была установлена связь с Москвой - через Русское посольство в Софии

13).http://nekata.ru/index.php?show_section=752

Утром 10 апреля на горизонте показалось другое судно. Снова выпустили сигнальные ракеты. К терпящей бедствие лодке подошло болгарское грузовое судно «Авиор». Немедленно через Варну в Москву ушла радиограмма. Теперь «К-8» могла рассчитывать на помощь.

14).http://www.kommersant.ru/doc/599326

На вторые сутки к ПЛ подошел болгарский транспорт "Авиор", принявший на борт часть моряков и передавший сообщение об аварии.

15).http://www.flot.com/blog/historyofNVMU/i...rase_id=81076&print=Y&PAGEN_1=12

И вот утром 10 апреля на горизонте опять показались огни судна. Снова дали 5 красных ракет. А когда совсем рассвело, к лодке подошел и лег в дрейф болгарский транспорт "Avioz".

Каширский в электромегафон запросил, есть ли на "Avioz" русские. С транспорта ответили, что есть, и тогда Каширский голосом передал на транспорт радиограмму "для Москвы".

Так первая весть о бедственном положении К-8 попала в Главный штаб ВМФ.

16).http://galea-galley.livejournal.com/17675.html

Утром 10 апреля на горизонте показалось другое судно. Снова дали сигнальные ракеты. К терпящим бедствие морякам подошло болгарское торговое судно «Авиор». Немедленно через Варну в Москву ушла радиограмма. Теперь К-8 могла рассчитывать на помощь.

Те же 5 красных ракет (кстати, никакого сигнала бедствия, что-либо означавшего бы именно пятью красными ракетами, в мореходстве нет), те же 16 ссылок, что и в случае с “Clyde Ore”, и те же проблемы с опознаванием судна. Труба не белая, а кремовая с красной полосой и без серпа и молота”. Невольно возникал вопрос: а чье же это судно? Затем видим название «Авиор», ”На желтой дымовой трубе хорошо выделялась широкая красная полоса. – Кажется, наши!”… – Укажите вашу принадлежность! – крикнул в свернутый из галетной банки мегафон Каширский – снова гадание на кофейной гуще, возможно, для закрутки сюжета. Дело в том, что как раз в этом случае жёлтой дымовой трубы с красной полосой было достаточно для установления принадлежности судна пароходству Болгарии (флаг на корме в ночное время отсутствует), так же, как и в случае встречи с советским судном с серпом и молотом на трубе. Болгары до сих пор с этой красной полосой ходят, и с той же жёлтой дымовой трубой. И ни с какой другой. Но только корма с портом приписки “Варна” почему-то убедила, что “братушки” прибыли. С советским капитаном, само собой.


Теплоход "Авиор" в порту Ванкувера, Канада, 2 января 1968г.

Авиор”, пока ещё „Brønnøy”

http://morskivestnik.com/compass/news/2012/062012/062012_103.html

Пример окраски дымовых труб на болгарских судах. На кормовом флагштоке – флаг Болгарии.

Но, допустим, не знали океанские мореходы как иностранцев опознавать (как и с кем воевать на море собирались?), так они же и своих ( “Саша Ковалёв”, “Харитон Лаптев” ) опознать не смогли. Во главе с заместителем командира дивизии АПЛ. Зачем надо было из боевых офицеров дураков делать? (Щукозеро, это всё Щукозеро, о котором потом).

Вернёмся, впрочем к “Авиору”. В отличие от встречи с “канадцем”, где свидетели и писатели и через сорок лет помнили время встречи (14:15 по Москве, вероятно, ибо ВМФ живёт по московскому времени), время встречи с почти что “нашим” болгарином никто не приводит. “Рано утром, на рассвете” – и всё. На радостях никто на часы не посмотрел.

В приведённых Шигиным координатах (а больше никто их не приводит) 48°10' северная широты и 20°06' западной долготы восход Солнца 10 апреля 1970-го был в 05:42, сумерки начинались в 04:30 (без учёта летнего времени для часового пояса -1), так что сами решайте, в какое время утром 10 апреля на горизонте показалось другое судно.

И подошло ли судно к лодке в темноте, или в сумерках, или на рассвете – не суть важно пока, важно то, что уже на расстоянии голосовой связи посредством электромегафона, “свернутого из галетной банки”, (сделанный из консервной банки из-под сухарей) шло выяснение “свой-чужой”, а если точнее, то “тот пароход – или не тот”. Оказалось, что тот. Тот, которого ждали в условленное время. (Это не я сдал, а Шигин, все вопросы к его “строго документальной книге”). Ибо ещё ДО выяснения кто и что, ещё только “справа пятнадцать” ходовые огни левого борта неизвестно чего, ещё только пять красных ракет дали, а присутствующие в четыре утра “на мостике (всё начальство – старший на лодке, командир, старпом, замполит и примкнувший к ним сигнальщик) Каширский, Бессонов и Анисов, торопясь, шифровали радиограмму”.

Резюме, как нынче модно говорить. “Канадцу” заранее отделение автоматчиков приготовили среди бела дня, а тут, среди ночи, радиограмму домой шифруют для неизвестно кого. Торопясь. Потом, переговорив с мурманским то ли капитаном, то ли капитан-наставником и рассмотрев корму с названием и портом приписки, Каширский прокричал “бессвязный набор цифр для передачи в Москву”.

Вывод: прибыл почти тот, который и должен был прибыть.

Продолжение следует...


Также читайте на эту тему:
Tags: ussrnavy, visitor, Аполлон-13, ВМФ СССР
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment