bigphils (bigphils) wrote,
bigphils
bigphils

Categories:

Корабли постоят и ложатся на курс. Часть 1-2. «Avior»

Тем, кто не следил за серией публикаций "Корабли постоят…", рекомендуется сначала прочитать Главу 2. «Авиор»



Весной 2014-го года история с АПЛ К-8 вызвала в Болгарии изрядный переполох ко всё той же круглой дате. К 44-й.

В связи с появлением в деле спасения лодки новых фигурантов.

Это повар Радо Чорбата, матрос Митьо Шишето и президент РФ Владимир Путин. Причем последний этот самый переполох и спровоцировал.

Вот с провокатора и начнём, а …с самыми известными членами экипажа – Радо Чорбата и Митьо Шишето, ще разберете след малко. То бишь чуть попозже разберёмся, пишет болгарская газета Труд от 10.04.2014 в статье Пламена Енева под названием «Как Петров, Шишето и Чорбата спасяваха К-8».[1]

 
Капитан дальнего плавания Георги Петров и его награды за участие в спасательной операции. Снимки: Антон Стоянов.

Так вот – этот последний фигурант, который президент, внезапно возжелал лично наградить наградами двух первых фигурантов, повара Радо Чорбата и моряка Митьо Шишето за спасение. Ну и старпома Петрова с прочими заодно.

Не верите? Да ну-у… Вот что пишет другое болгарское издание, Блиц, от того же самого 10.04.2014: "…президент Российской Федерации Владимир Путин, по предложению ветеранов 7-й дивизии Краснознамённого Северного флота, лично наградит болгарских героев в следующем году на 45-ю годовщину гибели подводной лодки.[2]

И тут, ясен день, надо понимать, хотя оно и без пояснений должно быть понятно, что сами по себе ветераны 7-й дивизии без соизвола САМОГО такого учудить братушкам-натовцам не могли никак. Ну, типа того, что …лично президент… и т.д. И братушки это, ясен день, тоже понимали. Несмотря на НАТО. Так и пишут: "…желание президента России Владимира Путина наградить болгарских моряков-спасителей",[1] и, даже более того, "…Путин ищет наших соотечественников Чорбата и Шишето, чтобы наградить их".[3] И кинулись тут болгары наперёд Путина сами искать на българските герои по всей стране. И интервью у героев брать. И статьи писать. И на телевизию приглашать. И вообще – просто посмотрите гугелом количество болгарских публикаций к 44-й годовщине гибелта К-8 и к 45-й, несколько более, так сказать, юбилейной.

Посмотрели? Та ото ж. Бо на том всё и кончилось – за спасяваха ни готвач Радо Чорбата, ни моряк Митьо Шишето, ни даже старпом Георги Петров не получили от президента Путина ни хрена. Как и прочие. Тут ведь, панимаш ©, как вышло: «русская весна-2014», «зелёные человечки», Новороссия, Крымнаш, нефть $110, головокружение от успехов, всем хочется сделать хорошо и наградить даже Чорбату с Шишетой. А весна-2015 наоборот. И на спасателей пришлось даже наложить… Типа, санкции. Ну, это так уж получилось… Не совсем красиво…

Впрочем, ещё во время того интервью к.д.п. Георги Петров …лично сомневается в получении награды от Путина… несмотря на то, что

…теперь, однако ветераны советского подводного флота ожидают грандиозную юбилейную церемонию в 2015 году, когда исполнится 45 лет гибели "Восьмёрки". [1]

А сомневаться в награде, в отличие от ветераните от съветския подводен флот, у Петрова были основания. Он же ведь сразу предупредил газету: "И по сей день — четверть века после окончания холодной войны — это одна из самых засекреченных аварий, и Георгию Петрову не позволено сообщать много подробностей". [1]

Вот так! И это через четверть века после окончания «холодной войны», это через 23 года как СССР сгинул, это после 13-ти лет как «Курск» натовцы подняли, да и сама Болгария в ту самую НАТО уже десятый год как членом входит! А Петров всё ещё да не може себе позволить кой-какие подробности ушедшей советской эпохи рассказать!

Потому как дьявол кроется в деталях ©. Вот и не хочет Петров в эту детальщину вдаваться. Крепко, похоже, с экипажем по возвращении кто-то поговорил, да так крепко, что остаётся только гадать, что ж такого най-засекретените может быть в оказании банальной, по сути, помощи терпящим бедствие на море. А то, что там кого-то из того экипажа ищут, так Петров никого и не помнит, кроме как, само собой, най-известните Чорбаты и Шишеты. И часы свои «Полёт», награду за спасение, в музей вон сдал в прошлом годе. От греха подальше. Так что, мол, и вы отстаньте, а …му остават само спомените (остаются только воспоминания). [1]


И дедушка Светослав (1:54), типа, да как вы меня уже достали!!!
БНТ-1. Денят започва – 27 март 2014.[4]

Георги Петров, конечно, слегка слукавил, когда только двух фигурантов вспомнил. Ибо всего за десять дней до того интервью случилась телепередача България днес на БНТ-2, где сидел он на живо (31:30 – 48:00)  в студии с тогдашним 2-м механиком Светославом Юрекчиевым и с тогдашним 4-м механиком Владимиром Стойновым. В обоих упомянутых выпусках, кстати, и БНТ-1, и БНТ-2, присутствовал и тот самый бедолага председатель …на Съюза на подводничарите в България (Союза подводников Болгарии) ор. кап. I ранг Станко Станков, который и разнёс на всю страну полученную им от питерских подводников-ветеранов благую весть о путинских наградах и грандиозной памятной церемонии.


На стоп-кадре слева направо: ведущая передачи, Петров, Юрекчиев, Стойнов, Станков.
БНТ-2. България днес –1 април 2014. [5]

Но и сами журналисты вряд ли верили в эпохальное такое награди, ибо не цитировали бы где ни попадя слова Петрова за най-известните членове на екипажа (самых известных членов экипажа) Чорбату и Шишету. С эдакой издёвкой. То бишь про поиски Путиным болгарских героев Радо Похлёбки и Митьки Бутылки, кои-то, вдобавок, ещё и померши. Знам ги и двамата, но за съжаление починаха (Я знаю их обоих, но, к сожалению, они умерли)… – скорбит Петров [1]. Погоняла (прякорите) просто такие случаются у българските моряци, в соответствии с их профессией или наклонностями, а потому и най-известните.

Ну да ладно, хрен с ними, с наградами (может быть это был всего лишь очередной ход любителя многоходовочек по шантажу Обамы) – зато хоть кое-какая информация про судно, благодаря наградной провокации, прорезалась.

К примеру, про то, что на борту болгарского теплохода было написано-ненаписано.

Владимир Прануза, бывший на К-8 старшим матросом Вот, опять же, к примеру, речичанин Владимир Прануза, бывший на К-8 старшим матросом, в интервью «Гомельскай праўдзе» от 27.11.2014 говорит:

Да, оно появилось 10 апреля. Мы еще удивились: название судна написано на иностранном языке, а командир корабля отлично говорит по-русски.[6]

И так говорит не только он один – другие свидетели тоже говорят про какие-то удивительные иностранные буквы на борту.

Выше [7] уже приводилось фото тексимовского Avior-a с названием на иностранном языке, а вот ещё одно фото с названием сразу аж на двух иностранных языках: на болгарском – АВИОР, и под ним на английском, помельче, – AVIOR. [8]

Так что же видели наши подводники? На последнем снимке, как утверждает Морски вестник (июнь 2012 г.) судно стоит на рейде Варны с геральдическим щитом БМФ на носу и характерной для БМФ маркировкой дымовой трубы. И если подводники жёлтую с красной полосой трубу видели, AVIOR видели, а АВИОР не видели, то…

С другой стороны, конечно же, попробуй вот так вот сразу догадаться, что буква «И» чи то русская родная, чи то болгарская, иностранная… Короче, что сказано было видеть, то и видели… Даже если бы там вообще ничего и не было написано…

Впрочем, шутки шутками, но болгары и сами почему-то запутались в старом и новом названиях, отчего и статья в том вестнике так и называлась: Кога м/к „Авиор” става м/к „Хаджи Димитър”.[8] Путались, правда, недолго… Четыре-пять месяцев примерно.

"В то время болгарское судно «Хаджи Димитр» находилось в 15-месячном рейсе из Белфаста на Кубу. Когда оно было в пути, то называлось“Авиор”, и имя ему поменяли в середине рейса", – говорится в интервью с Петровым (15-суточный рейс, а не 15-месечен – тут явная оговорка).[1] То бишь на момент отхода судно имело одно имя, а в середине рейса имя ему сменили и в порт Изабелла (Куба) судно пришло под новым названием?

Та да! Тот же Морски вестник (март 2014 г.) подтверждает, что … "10 апреля 1970 года экипаж болгарского торгового судна "Авиор" во время рейса получил радиограмму, что у них новое имя: „Хаджи Димитър”…" [9]

И Блиц туда же: "Как раз во время этого 15-месячного рейса они получили радиограмму на борт о новом названии корабля – „Хаджи Димитър”".[2]

Ну-у-у, слава Богу! Прояснилось, наконец, хоть что-то с этим названием! Осталось только лишь прояснить некоторые дьявольски мелкие детали и одну дьявольски большую деталь, об которых старпом Петров предпочёл не говорить.

Сначала мелкие. Намалевать новое название на бортах и корме боцман за полдня может (или полчаса, если есть талант, краска и трафарет) – это не проблема. Но если судну имя на ходу поменяли радиограммой, то ему и судовую печать радиограммой поменяли? Или её умелец Шишето из каблука вырезал за бутылку? Кубинцы они, конечно, наши ребята (были), тем более, что грузились на Варну, но, тем не менее… Или печатей два комплекта возили? Как и прочих судовых документов (оригиналов, между прочим) немалое количество… Зачем?

А затем. Ответ проще простого. Его тот же Морски вестник (ноябрь 2012 г.) [10] и нашёл: Ещё 22 января 1970-го Авиор уже был переименован в Хаджи Димитър.

Как и ещё 30 штук бывших корабов тексимовских заодно. Об которых не выясняют когда это произошло…

Понятно, что пароход, конечно же, может ещё месяцами где-то лындать под старым названием, не имея возможности получить от своих судовладельцев новые реквизиты под новое погоняло, но чтобы эти реквизиты да по радио?!!

Этот клятый Указ № 191 Президиума Народного собрания так не вовремя появился! "Это было нечто вроде «Процесса возрождения»".[10] Поспешили братушки с переименованием звёзд и камней в народных героев (народни будители). А АПЛ К-8 17-го февраля ушла, и легенду в конце марта менять было поздно. Почему в конце марта? Так в конце марта сел на борт четвёртый помощник Гавраил Ларгов, который, собственно, ту лодку в океане и обнаружил, тогда же, думается, и новые документы завезли под новое название… А может и пораньше. Пришлось те бумаги зачем-то слегка попридержать, что ли…[11] До встречи с «исчезнувшей» К-8… После чего исчез и сам «Авиор».


Продолжение следует…



[1] http://www.trud.bg/Article.asp?ArticleId=3998299 (недоступен)

[2] http://www.blitz.bg/news/article/260942

[3] http://vchas.net/путин-издирва-нашенците-чорбата-и-шиш/41454/

[4] http://bnt.bg/predavanyia/denyat-zapochva/ochakvajte-denyat-zapochva-27-mart-2014 (недоступен)

[5] http://bnt.bg/predavanyia/bulgaria-dnes/ba-lgariya-dnes-1-april-2014-izla-chvane-ot-varna (недоступен)

[6] http://odsgomel.org/rus/article/society/54329/

[7] http://bigphils.livejournal.com/41389.html

[8] http://morskivestnik.com/compass/news/2012/062012/062012_103.html

[9] http://morskivestnik.com/compass/news/2014/032014/032014_53.html

[10] http://morskivestnik.com/compass/news/2012/112012/112012_1.html

[11] http://morskivestnik.com/compass/news/2014/032014/032014_53.html

Tags: ussrnavy, ussrnavynew, visitor, Аполлон-13, ВМФ СССР
Subscribe

Posts from This Journal “ussrnavy” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments