bigphils (bigphils) wrote,
bigphils
bigphils

Category:

Корабли постоят и ложатся на курс. Часть 1-3. «Хаджи Димитър»

Тем, кто не следил за серией публикаций "Корабли постоят…", рекомендуется сначала прочитать Главу 3. «Хаджи Димитър»


Вспоминает помощник командира К-8 О.М. Фалеев: “...Построил личный состав, проверил наличие. Перед строем поблагодарил капитана судна [Рэма Смирнова] и его помполита [а как же!] и в их лице болгарский экипаж за оказанную помощь. По моей просьбе капитан судна и помполит дали мне список особо отличившихся болгарских товарищей...”

Вспомним и мы еще раз тех, кто, рискуя жизнью, пришел на помощь советским подводникам, делился с ними куском хлеба…

Вспомним, чтобы еще раз воздать им должное за мужество и братскую помощь! Вот их имена: старший помощник капитана Георгий Петров – это он командовал спасательной шлюпкой, а затем оказывал медицинскую помощь пострадавшим подводникам, первый помощник капитана Богдан Младенов [а как же!], третий помощник капитана Любен Волкович, четвертый помощник Гавриил Спиров – это он первым заметил сигнал аварии с подводной лодки, второй механик Святослав Илиев, третий механик Владимир Архангелов, четвертый механик Димитр Антонов, боцман Никола Гюрчев, моторист Янко Стоянов, матросы Николай Ангелов, Божидар Милчев, Георгий Янков и Стефан Николов...(стр. 328-329) [1]

Капитан судна и помполит дали Фалееву, мягко говоря, не то. Выделенных полужирным шрифтом особо отличившихся болгарских товарищей, которые, рискуя жизнью, делились куском хлеба, на борту не было. (Кстати, «четвертый механик Димитр Антонов» – это вообще-то радист Димитр Антонов, а действительно четвёртого механика Владимира Архангелова поменял Владимир Стойнов. Мало того, радиста Антонова тоже на борту не было – был уже Димитър Шиваров [2]). Фалеев просил список членов экипажа «Авиора» – он его и получил. Старую судовую роль на приход в Белфаст, или какие там порты были пораньше. А на отход кораб уже «Хаджи Димитър» назывался. И судовая роль, естественно, уже была другая и с другими фамилиями (в конце марта частичная смена экипажа была). По другому объяснить конфузию с возданием должного за мужество и братскую помощь уехавшим, никак не получается.

Но, с другой стороны, Фалеев знал, что просил. «Хаджи Димитър» хрен бы ту К-8 нашёл, её только «Авиор» мог найти. Кто ищет, тот всегда найдёт!© Об этом прямо сказал в своих воспоминаниях адмирал А.П. Михайловский, бывший в то время начальником штаба 1-й флотилии атомных подводных лодок СФ, в составе которой и находилась К-8. (стр. 357) [1]

Понять что-либо из этой цитаты невозможно (за двое суток до находки К-8 штаб флота уже знал, что Авиор лодку ищет?), да и не нужно – главное, что «Авиор» целенаправленно пошел на поиск К-8 с советским капитан-наставником на борту. А кто и как исхитрился выдать на международной частоте маломощный ультракоротковолновый сигнал бедствия «SOS», так это и вовсе выше всяких даже попыток понимания. [3]

Одно понятно, что адмирал Михайловский за что купил, за то и продал. (И не он один, кстати [4]). Другое дело – кто её, новость такую, в штаб подкинул? Ну, этого, тоже понятно, уже не узнает никто и никогда, несмотря на то, что: «Начальник штаба флота пообещал подпитывать меня информацией по мере ее поступления». Но и начальника же ведь тоже кто-то подпитывал.

Как бы там ни было, но, тем не менее, «Авиор» пошел на поиск и опосля около двух суток лодку нашёл. По пяти красным ракетам. Эти «пять красных ракет» прошивают красной нитью (прошу прощения за каламбур) воспоминания всех многочисленных очевидцев, а в книге Шигина им, ракетам, даже целая глава посвящена, которая так и называется «Пять красных ракет» (стр. 310).[1] И хотя эта цвето-ракетная комбинация не имеет никакого смысла ни в какой ситуации согласно каким угодно международным правилам, за этот слепой поиск зорким болгарам честь и слава во главе с советским капитаном-наставником на борту.

(Об этом «капитане-наставнике» написано немного, а информации и того меньше. Известно только, что Рэм Смирнов из «капитанского выпуска» 1948 года, капитан в Мурманске. Затем Москва.[5]


Выпуск судоводителей 1948 года старейшего в РФ Архангельского мореходного
училища был лучший за всю его историю…
(Все его выпускники стали капитанами! В овале Рэм Смирнов)

 

Затем «Авиор», К-8, болгарская медаль, бинокль, и капитанът Рем Смирнов бил върнат веднага (был сразу же возвращён) в СССР – говорит его старпом Петров. И болгарский высший гражданский орден «За гражданскую доблесть и заслуги» 1-й степени вдогонку от 9-го декабря 70-го… Почему-то. Немного ещё можно было почитать здесь [6]).

Однако многоходовочка президента Путина с наградами Похлёбке и Бутылке за спасяваха испортила всю картину маслом. Оказалось, что экипаж авиоро-хаджи-димитровкий вряд ли даже подозревал, что уже около двое суток что-то ищет. А капитан Рем Смирнов в исторический момент первого контакта с ракетами банально дрых под утро нормальным здоровым сном в своей каюте, как и всякий нормальный капитан, у которого на борту нормально поставлена служба.

Ненормальными в тот момент были сами сигнальные ракеты. Ещё ненормальней того укавешного телефонного «сигнала», что дошёл аж до крейсера «Мурманск». Который крейсировал, кстати сказать, не только в Атлантическом, но ещё и в Северном Ледовитом океане, в районе острова Новая Земля.[1] (стр. 364). Но это есть тоже малая ненормальность – быть одновремённо в двух разных океанах на двух разных страницах одной и той же книги.

А вот ракеты – это есть ненормальность большая.

«Мы со старпомом Георгием Петровым стояли на вахте на командном мостике. Я вышел наружу, когда появился красный свет. Я сразу понял, что это сигнальная ракета, и сказал об этом старпому. Сначала он не поверил, но после того, как я уговорил его выйти и удостовериться, что это сигнальная ракета, он немедленно доложил капитану, а затем приказал изменить курс к месту бедствия», — вспоминает сегодня старый моряк.

Старый моряк – это семидесятилетний пенсионер Гавраил Ларгов (кличка Гаро), 40 лет отдавший морю. А в апреле 1970-го 25-летний четвёртый штурман, красавец и молодожён. [7]

   

Старпом слова Гаро подтверждает:

«Около 4 часов утра я был на вахте с рулевым и четвертым помощником, когда увидел что перед нами что-то загорается. Сначала я подумал, что это звезда, но потом это повторилось, и я понял, что это ракета», – вспоминает Петров в интервью газете Труд. [8]

А вот в издании Блиц, которое не было предупреждено, что деталей не надо, этот спомня был поподробней:

«Мы с 4-м пом.капитана Гавраилом Ларговым стояли вахту с 4 часов утра. Я оглядывался по сторонам, и было время сварить кофе», – вспоминает капитан Георгий Петров, которому тогда было всего 28. С левого борта небо вдруг озарилось, и он подумал, что это падающая звезда. Но с определенным интервалом начали чередоваться красный, зеленый и белый цвет. [9]

Ещё раз – с определённым интервалом начали чередоваться красная, зелёная и белая ракеты.

И в этом месте Блиц вовсе не порол отсебятину. Петров то же самое сказал и в прямом эфире той самой передачи БНТ-2 България днес на 33:32 (первая ракета была красная, вторая – зелёная, третья – белая), добавив при этом, что подобные сигналы не определяются какими бы то ни было правилами. [10]

Пошёл Петров будить капитана без подробностей (Труд):

Он сразу разбудил капитана, но Смирнов сказал, что, это, скорее всего, пьяные моряки веселятся. В следующие 30 минут синальные ракеты зачастили, и командование корабля обратило внимание на этот район.

Пошёл Петров будить капитана с подробностями (Блиц):

Затем Петров разбудил капитана Рема Смирнова, чтобы сообщить ситуацию, а тот со сна сначала рыкнул про «пьяных рыбаков», но затем вскочил как ошпаренный и скомандовал отклонить судно к месту инцидента, откуда запускались ракеты SOS.

Разница изложений не в том, что там со сна Смирнов рыкнул про забавы чи то пияни моряци, чи то пияни рибари, а в том, что когда до кэпа дошла очевидность помощников, то он вскочил как ошпаренный и скомандовал отклонить судно в направлении ракет, не дожидаясь следващите 30 минути. Такая вот подробность.

(Знал ли что-либо Рэм Смирнов о каком-то инциденте или комбинациях ракет заранее – то сей вопрос остаётся открытым. Даже несмотря не то, что мотормен Димитр Ненков сказал: "В первые несколько часов никто, кроме русского капитана, и не подозревал, что лодка атомная…" [2] В конце концов, Смирнов в Мурманске капитанил и мог в тех краях насмотреться всякого. Мог и какие-то коды сигнально-ракетные знать военные, если таковые, конечно, имели место быть).

Обшарили эфир, естественно. С нулевым результатом:

Они искали контакт на международных частотах FM-радио, но было только полное молчание. [8] Вызывали по УКВ, но не было никакого ответа.[9]

…резервные УКВ-станции были пригодны лишь к работе в зоне обычной видимости. Только сигнальными ракетами и могли подводники аварийной «восьмерки» привлечь к себе внимание в центре Бискайского залива…[11]

Вот он какой такой суровый центр Бискайского залива оказался! У Бермудского треугольника в тот день явно прогул был…

В общем, околодвухсуточный поиск Авиором терпящей бедствие подводной лодки К-8 закончился находкой какой-то другой терпящей бедствие подводной лодки. Или же придётся допустить, что если с К-8 …одна за другой в небо ушло еще пять красных ракет, (стр. 314 [1]), то они в том небе каким-то загадочно-ненормальным образом меняли свой цвет и количество.

А ещё старый моряк Гаро сообщает сразу две небольшие, но интересные детали – …капитан приказал нам поднять болгарский флаг…, и что …номер подводной лодки был закрыт холстом [брезентом]…

Однако, несмотря на българския флаг, к вечеру того же дня болгарин «Хаджи Димитър», он же «Авиор», был опять переименован, но теперь уже в съветският кораб «Комсомолец Литвы». [12]


«Комсомолец Литвы» (тип «Краснокамск»), БМП, т/х сухогрузный, Финляндия 1967, 8 540 рег. т.

Случилось это следующим образом. Так как расспросы спасённых были Петровым экипажу благоразумно запрещены во избежание неприятностей в будущем, а советские подводники и того меньше горели желанием пообщаться за аварию, то единственным способом узнать за происшествие были вражеские радиоголоса. И тут болгар ждал сюрприз от Би-Би-Си.

Болгарские моряки узнали, что произошло не от спасенных моряков, а по вечернему эфиру запрещённого в соц. лагере радио Би Би Си. Англичане сообщили, что советская атомная подводная лодка пострадала от взрыва, а российский торговый корабль проводил спасательную операцию.

«Очевидно, что они были неправы, потому что в открытом море нет флагов, а национальность кораблей определяется цветами дымоходов». Советский был белым и красным, а наш – желтым и красным», – объясняет старпом Петров. [8]

Огорчённый такой несправедливостью Петров правильно разяснява про разцветките на димоотводите (дымовых труб), да вот несколько неполно – для руски търговски кораб он от огорчения забыл добавить ещё и обязательный серп и молот на трубе, коих предметов у болгар не было.

А экипажи морских разведывательных самолётов, что американских, что английских, что любых, знали об непременном наличии этих трубных орудий труда даже лучше будущего ОСТа 31.5003-76 – на то они и разведчики. И супостаты даже названия судов читали, на иностранном (для них) языке. Так что перепутать корабы было невозможно даже дальтоникам.

Рискну также чуть-чуть подправить старого морского волка Петрова защото в открито море няма флагове. В открытом море няма флагове ночью нигде и ни у кого за ненадобностью, а в дневное время в открытом море флага может не быть. Однако на советские суда такая вольность не распространялись. С этим в СССР было строго. [13]

Так шо ж это получается… Получается что 10 апреля не тот пароход нашёл не ту лодку? Та таки да! Таки получается. И даже есть такой вот официальный фотографический снимок! [14]


It was apparently in distress in the Atlantic Ocean, 10 April 1970. A Soviet merchant ship is standing by. USN 1143606 Soviet "N"-Class Nuclear-Powered Submarine. Original Date: Fri, Apr 10, 1970.
Предположительно «терпящая бедствие АПЛ К-8» на фоне т/х «Комсомолец Литвы». Дата снимка: пятница, 10 апреля 1970 г.

Ибо что, где и когда болгары спасали, им это уже по приходу в Варне объяснили и тут же попросили забыть. Классическим способом, т.е. кнутом и пряником. При этом, естественно, не уточняя ни названия лодки, ни её номер, навеки брезентом закрытый. И “Осмицата” (восьмёрка) появится в рассказах многая лета спустя. Как и сами рассказы.

Вернувшись в Болгарию, они поняли, что никто никогда не слышал ни об этом инциденте, ни о мужестве наших матросов. Тогда в наших Военно-морских силах в качестве советника служил советский адмирал, который на самом деле был командующим. И он постоянно спрашивал, когда придёт «Хаджи Димитр». [А почему не «Авиор»?]

«Не было ни кинотеатров, ни залов, ни церемоний; вместо этого нас быстро собрали на верхнем этаже в здании Болгарского флота, где советский адмирал и директор судоходства подарили капитану бинокль, а мне часы “Полет”. Остальным раздали грамоты и медали. Тогда мы и узнали, что подводная лодка затонула 12 апреля, но нам не сообщили, что пытаясь спасти её любой ценой и выполнить приказ командира, погибли ещё 22 человека», – вспоминает Георгий Петров.

Он сразу добавил, что им сказали не говорить об инциденте и не задавать вопросы. В этом предупреждении не было необходимости, потому что болгарские моряки и так никогда не решились бы ничего ни у кого спрашивать.[8]

Надо сказать, что българските моряци и сегодня не особо да не говорят за инцидента и не очень-то распространяются за дату и, особенно, за место встречи. Обычно за них это со «знанием дела» делают журналисты. (“Восьмёрка” осталась без связи в центре Бискайского залива в Атлантическом океане. В то время болгарское судно «Хаджи Димитр» находилось в 15-месячном рейсе из Белфаста на Кубу – «Труд» например. Замечательно! Курс не иначе как Митьо Шишето намалевал через центр Бискайского залива. С уже пустой шишетой. Или это опять издёвка такая?)

Исключением стал только Гавраил Ларгов из из села Осеново, что недалеко от Варны (всего 12,5 км от студии БНТ-2 в Варне, куда его не приглашали), который ещё в 70-м рассказал, что видел и знал, своей молодой жене-красавице Пепе.

 
…близкото до Варна село Осеново…

Тем более Гаро не стал молчать к круглому 44-летию и сообщил болгарской газете «Политика» ту самую дьявольскую деталь, которая большая.

«Было ровно 4:15 на рассвете 15 апреля», – был категоричен болгарин, обнаруживший терпящий бедствие экипаж.

В этом месте слово категоричен употреблено вряд ли случайно. Похоже, что журналист Добромир Радушев пытался поправить старого, да не смог – Гаро категорически настаивал на своём, был категоричен. Притом категоричен так, что Радушеву пришлось, вследствие нехитрых арифметических подсчётов, несколько нелепо даже свою статью начать о …советской подлодке К-8, экипаж которой целую неделю бедствовал в океане после аварии… (…съветска подводница К8, чийто екипаж бедства цяла седмица в океана след авария…) [7]

Итак, перед рассветом, точно в 4 часа 15 минут, 15-го (пятнадцатого – прописью) апреля 1970-го года четвёртый помощник капитана Гавраил Ларгов обнаружил в открытом море странные сигналы бедствия какого-то плавсредства, оказавшимся, как выяснилось впоследствии, советской атомной подводной лодкой К-8.

Которая утонула ровно трое суток тому назад.

Приплыли…


Продолжение следует…



[1] Шигин В.В. «Спасите наши души!» Неизвестные страницы истории советского ВМФ. – М. Вече, 2010. 400 с. – (Морская летопись).

[2] „У нашего радиста Димитра Шиварова было много работы“ – продолжил Димитр Ненков…
http://www.narodnodelo.bg/news.php?news=41057 (недоступен), копия Българи спасили екипажа на съветска атомна подводница
Однако с «маркони» надо быть поосторожней – их в те времена могло быть и два на судне класса Авиор. Это капиталисты экономили, где могли, а на советских подобных судах обычно были т.н. начальник радиостанции и радиооператор. Могло и у болгар такое быть.

[3] Суда …несут вахту на международных частотах бедствия 500 кГц (в режиме телеграфии – код Морзе), 2182 кГц и на 16-м канале УКВ (в режиме телефонии). Эти частоты используются только для передачи сигналов тревоги, бедствия, срочности и безопасности. http://moryak.biz/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=59 (недоступен), копия http://www.trans-service.org/ru.php?section=info&page=radio&subpage=radio33

[4] Некто Михаил Т., подводник, капитан первого ранга, служивший на Северном флоте, и, кроме того, долгое время бывший флагманским специалистом по живучести утверждает, что те же сволочные …канадцы – (честь им и слава) – будучи настоящими моряками – дали в эфир координаты, терпящей бедствия лодки, услышав это, к лодке подошел болгарский транспорт "Авиор"…
http://chtoby-pomnili.livejournal.com/140266.html

[5] http://dojkov.livejournal.com/8646.html

[6] http://www.bagnet.org/news/world/118945

[7] http://www.politika.bg/article?id=36643

[8] http://www.trud.bg/Article.asp?ArticleId=3998299 (недоступен)

[9] http://www.blitz.bg/news/article/260942

[10] http://bnt.bg/predavanyia/bulgaria-dnes/ba-lgariya-dnes-1-april-2014-izla-chvane-ot-varna (недоступен)

[11] http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=11604829

[12] http://www.mmflot.com/forum/gallery/image_page.php?album_id=16&image_id=8728 (недоступен) cached

[13] Устав службы на судах Министерства морского флота Союза ССР. Глава II. Издательство «Транспорт». Москва, 1966 г.

[14] http://www.history.navy.mil/our-collections/photography/numerical-list-of-images/nhhc-series/nh-series/USN-1143000/USN-1143606.html

Tags: ussrnavy, ussrnavynew, visitor, Аполлон-13, ВМФ СССР
Subscribe

Posts from This Journal “ussrnavy” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments