bigphils (bigphils) wrote,
bigphils
bigphils

Categories:

Корабли постоят и ложатся на курс. Часть 4-4. USCGC «Southwind» (WAGB-280)


Ледокол Береговой охраны США USCGC Southwind (WAGB-280) в качестве Navy Recovery Ships никогда не использовался НАСА. Тем не менее именно он нашёл и спас космический корабль «Аполлон-13» от… от… ну, …э-ээ …от позора, скажем так. Нашёл он его (access time) аж в Мурманске (СССР) через 4 месяца, 3 недели и 3 дня после аварии. А ещё через 109 дней (retrieval time), 24 декабря 1970-го, доставил его на родину – сделал стране, так сказать, рождественский подарок.

И на сайте ледокола, к примеру, приводится такая вот рождественская открытка с такой вот подписью [1]

А на источнике navsource подпись к этому Merry Christmas поширшее будет – USCGC Southwind (WAGB-280) направляется домой на рождество… Примечание: капсула Apollo в носу на верхней палубе. И уточнение – фото Береговой охраны.[2]

Однако на том же сайте ледокола, в статье What We Know, пишется нечто другое и очень странное

Southwind прибыл в Балтимор 17-го ноября 1970-го, но перед этим заходил в Норфолк (Вирджиния), где передал котельное железо на сохранение портовским властям.[3]

Т.е., с капсулой и в ноябре прибыл, и в декабре. Но газеты, (18 Nov. 1970 Baltimore Sun, 21 Nov. 1970 Navy Times и 22 Nov. 1970 снова Baltimore Sun) описывая приход «Южного Ветра» с севера и упоминая его исторический визит в Мурманск, ни разу ни в одной из статей ни словом об Apollo capsule не обмолвились. На декабрь отложили, наверное.

Уже гораздо позже, в двухтысячных нулевых, уже при интернет-расследовании Марка Вейда, члены экипажа рассказывали о капсуле как о каком-то совершенно незначительном эпизоде – на первом плане в памяти осталось что угодно, только не капсула. Притом при всём, что Майкл Стронски капсулу ещё и фотографировал, но сказать о ней забыл совершенно.[4]

А в саге о «Южном Ветре», написанной в 2010-м году Золотой Кувалдой явно по материалам своего личного дневника, и вовсе удивительный пассаж встречается.[5]

В 6 часов вечера, в воскресенье, мы подняли на борт учебную космическую капсулу НАСА, которую русские где-то нашли. Она выглядела как макет капсулы Gemini. Русское ТВ в новостях сообщило, что это было одним из поводов нашего захода.

И это говорит не матрос Bluenose, а пилот корабельного вертолёта лейтенант Stephen E. Goldhammer. Как бы, по долгу службы, какой-никакой, но специалист по летательным аппаратам. Из чего следует, что либо пилот никогда не видел в газетах и журналах (или по ТВ) капсулу Gemini, либо таки видел, но за Apollo capsule сказать было нельзя. Хотя вся мировая пресса только о том и шумела, что Southwind именно Apollo капсулу заберёт или уже забрал из Мурманска. С подачи ТАСС, между прочим, шумела. Тихо так и недолго шумела, правда. Вот Стефан Голдхаммер тот шум и не услышал.

Но, на первый взгляд, этому маленькому «заговору молчания» есть одно простое и логичное объяснение – несмотря на то, что погрузка капсулы и вызвала что-то вроде удивления, это было настолько незначительным удивлением экипажа по сравнению с удивлением от вообще беспрецедентного захода в Мурманск, что последнее затмило всё. И это легко понять!

Ведь даже сам факт того, что в разгар навигации 1970-го Southwind бросил проводку судов снабжения к военно-воздушной базе Туле (Гренландия) и подался ни с того ни с сего изучать гидрографию в Баренцовом и Карском морях уже мог вызвать удивление. Это же ТВД будущей войны! И в Штатах что, в 70-м гидрографы закончились?

Да ещё и под надзором как раз гидрографического (исследовательского) судна ВМФ СССР Владимир Каврайский (пр. 97Б, 31.12.1969). Тоже ледокола. И с которым 22 августа в 03:55 Southwind ещё и столкновение устроил. Или наоборот. I never heard of any news coverage or formal complaints between countries about that event – удивляется отсутствию каких-либо упоминаний или пояснений за эту коллизию лейтенант-вертолётчик Стефан Голдхаммер.

Он также вспоминает, что провели без захода в порты 31 день подряд. Весь август и чуть-чуть сентября. Во время этого увлекательного путешествия накрылись оба котла, и на неделю ледокол остался без горячей воды и пара. Температура в жилых помещениях опускалась до 40°F (4,44°C). В ту же холодную неделю было потеряно возбуждение правого гребного электродвигателя, потом лопнули два поршня главного двигателя (ГД) № 1 и сгорел генератор ГД № 4. Вдобавок ко всем неприятностям ещё и матрос Bluenose попытался в точке национального рекорда по продвижению на север засунуть в памятный буй флаг Конфедерации.

По итогам августа, в общем, корабль явно нуждался в некотором ремонте и пополнении припасов, а команда в некотором отдыхе. Ну и пошли отдыхать и ремонтироваться сначала в Тромсё (Норвегия). Но Тромсё чем-то капитана Cassidy не устроил, и он решил отдохнуть в шикарном курортном городе Мурманске. Вот так прямо взял и решил. И разрешение на отдых запросил у Госдепа. А у кого же ещё. Госдеп, в свою очередь, это дело никак не мог не разрешить, учитывая убойные доводы капитана – ледоколу Southwind’у внезапно зачесалось побывать на своей временной исторической родине.[6]

И точно, три однотипных Wind-class’a ледокола, Northwind (головной), Westwind и Southwind, были в 1944-45 гг. переданы в СССР под именами Северный ветер (с 1946-го Капитан Белоусов), Северный полюс и Адмирал Макаров соответственно.


«Северный ветер»

«Северный полюс»

«Адмирал Макаров»

Последний из них, в частности, был 24.03.1945 г. принят в Сиэтле от союзников в счёт поставок по ленд-лизу, 10.06.1945 г. зачислен в состав Владивостокского арктического морского пароходства. Порт приписки – Владивосток. 27.12.1949 г. исключён из списков судов Главсевморпути в связи с возвратом в Йокосуке (Япония) США.[7] Но Southwind’y, йокосука, тем не менее, непременно захотелось homecoming for! в «родной» Мурман вместо Владика. Берега попутал, не иначе…

Однако ничего более вразумительного ни Кассиди для своей команды, ни Госдеп для своего народа не придумали. О капсуле же не было сказано ни слова. Ни команде, ни народу. И СССР «забыли» спросить, что он там думает по поводу захода военного корабля США в сердцевину Северного флота для «отдыха и развлечений» в самый разгар холодной войны.

А Береговая охрана – это один из пяти видов Вооружённых сил США со своей разведкой. И те места, что на картах ниже цветом закрашены, называются ЗАТО (ЗАкрытые Территориальные Образования). Это сейчас. А в те времена далёкие, теперь почти былинные, у тех мест не то, что карт, у тех мест даже названий не было. Публичных, по крайней мере. И в те места не то, что штатовскому, в те места и советскому человеку вход был заказан, если не был заказан для него пропуск. Но ледокол Береговой охраны США USCGC Southwind (WAGB-280) тем не менее, там побывал с экипажем в 202 человека.

Так что беспрецедентность такого визита сама по себе могла затмить всё. Больше  удивляться было уже нечему. Но если всё же ещё и капсулу сюда приплести, то вопрос опять всё тот же встанет – но почему Мурманск? Ответ, ещё более детский, нежели за мотивы визита, опять присутствует – мурманские, мол, рыбаки выловили эту железяку в Бискайском заливе. Ну, выловили… Ну и что? И в Мурманск привезли, бросив промысел рыбы? А если бы калининградские или керченские рыбаки капсулу подобрали? Ледокол бы в Калининград или Керчь пошёл? И, даже, если бы и в самом деле «Апатит» привёз эту штуку в Мурманский рыбный порт, то это что, было бы поводом американцам базы атомного флота показывать?

Это всё, понятно, риторика. Бэушный макет капсулы «Аполло» можно было бы легко передать, например, в том же Тромсё. Или в море-окияне, иль на острове Буяне. Т.е. попросту вывезти капсулу в море подальше и без шума перегрузить её на тот же Southwind или что-либо подобное. Или ещё проще – засунуть где угодно в самолёт, свой или чужой, и лети с приветом. А ещё с той банкой можно было даже не заморачиваться, а отправить её тихим ходом в сторону Америки попутным сухогрузом и забыть. А то и просто сдать в металлолом, – с какого-такого бодуна врагу помогать? Потеряли? Ищите…

Однако же был выбран самый идиотский вариант. В Кремле что, потеряли последние остатки мозгов? Нет, не потеряли. Кремлёвские мудрецы ещё кремлёвскими маразматиками не были, и за капсулу приняли решение правильное. Кремлю надо была гласность. Несколько специфическая, но гласность. А Штатам закрытость. В случае же с учебной банкой – ровно наоборот. Если бы кто стал с ней возиться вообще. Другими словами, вся «суета сует» определялась тем, ЧТО передавали.

А штука эта, которую в Мурманске на ледокол погрузили и в разных источниках и ситуациях имеющая разные названия, в сообщении ТАСС именуется так – experimental space capsule which was launched under the Apollo program. И как эту экспериментальную космическую капсулу, запущенную по программе Аполлон передали американской стороне, то так она американской стороной и была принята. И никогда американской стороной официально, да и неофициально тоже, это не отрицалась. Так что, даже называя железяку командным модулем Аполлона с серийным номером ВР-1227, как указано на мемориальной табличке в Grand Rapids, Michigan, всё-таки всегда надо иметь ввиду ту, оригинальную трактовку ТАСС. Слегка, конечно, таки издевательскую, но, согласитесь, град-рапидская формулировка вообще глумлением звучит! [8]

Так что решение направить USCGC Southwind (WAGB-280) в Мурманск за капсулой было принято, естественно, в Москве, об чём и было громогласно объявлено на весь мир (минус одна шестая) в сообщении ТАСС от 4-го сентября в пятницу, во второй половине дня. В котором прямо говорилось, что Ледокол США "Southwind" в субботу зайдёт в Мурманск, чтобы забрать капсулу (The U.S. icebreaker Southwind will come to Murmansk to take the capsule on Saturday).

Для посольства США это был удар под дых. Заикаясь и путаясь, officials начали оправдываться.

До заявления ТАСС, посольство объявляло, что "Southwind" зайдёт в Мурманск и пробудет там с субботы по понедельник, чтобы дать экипажу возможность для "отдыха и развлечений". Оно описало перспективы доброй воли визита и больше ничего.

На вопрос о сообщении ТАСС, пресс-секретарь посольства сказал, что Советы приняли это решение без уведомления официальных лиц США.

«Около двух недель назад Советы действительно сообщили, что у них имеется нечто упавшее из космоса и принадлежащее нам, и что это находится в Мурманске, но они, видимо, не сообщая нам, решили воспользоваться визитом "Southwind", чтобы вернуть аппарат».

Другой посольский official сообщал же нечто совсем противоположное

Другой представитель посольства позже добавил, что американские должностные лица, отправившиеся в Мурманск, чтобы поприветствовать "Southwind", видели это космическое оборудование и записали серийный номер, который был отправлен в Вашингтон для идентификации.

«Мы сообщили в Вашингтон, – сказал он, – что хотели бы погрузить её на этот корабль, который заходит в Мурманск по другим делам, если это то, чем кажется, и если командир разрешит

И UPI также приводит имена дожностных лиц посольства, что отправились в Мурманск поприветствовать Southwind.

В посольстве США окончательно запутались – знали / не знали за капсулу, хотели / не хотели погрузить и вообще всё спихнули на Capt. Cassidy, от разрешения которого и зависело – погрузить / не погрузить. Несмотря на переписку с Вашингтоном по поводу идентификации и посылку троих своих. И всё это в один день – в пятницу р.м.

Штаты тут, похоже, впервые столкнулись с вопросом glasnost. Пока без перестройки. Американским дипломатам ещё только предстояло перестраиваться в изменившемся мире взаимного гарантированого «паритета». Вот они и пытались скрыть факт «спасения» А-13 до последнего. До Сообщения ТАСС на весь мир, минус одна шестая. Тут СССР явно грохнул кулаком по переговорному столу – да заберите вы наконец-то своё «упавшее из космоса» счастье и перестаньте морочить голову отдыхом и развлечениями экипажа ледокола Береговой Охраны в окружении баз ядерных подводных лодок.

А США упорно напоследок пытались провернуть старый как мир любимый трюк Вовы Путина – «ихтамнет». Ну забрали бы ту капсулу тихо-мирно, описали бы визит в Мурманск так, как это сделал Capt. Cassidy по прибытию (а то и нет), а потом удивлённые глазки строили – какой-такой Аполлон-13? Какая-такая капсула? Да знать не знаем, в упор не видели…

Но, окромя громкого Сообщения ТАСС от 04.09.70 без уведомления официальных лиц США, были и другие подстраховки от кидалова. Это, по свидетельству пилота Голдхаммера, и сообщение Russian TV о том, что одним из поводов визита была передача капсулы (The Russian TV news had said that one of our reasons for coming here was to pick up the capsule), и постановка к угольному причалу впереди судна из Лондона (Docked at coal pier just forward of a ship from London), так что погрузку капсулы могли видеть не только местные. А также публикации в местной прессе.

И не только местной мурманской, но и местной типтонской. Хотя жители этого Типтона мало что слыхивали до этого за этот Мурманск. А мурманчане за окружной город Типтон (5 106 жителей, штат Индиана) так и подавно. Но, тем не менее, газета Tipton Daily Tribune (Wednesday, September 09, 1970, page 10) опубликовала вот эту историческую фотографию.[9]

At 1800 Sunday evening, we took aboard a practice NASA space capsule – говорит Голдхаммер. Т. е. это фото сделано не позже шести вечера воскресенья 6-го сентября. А на следующий день, понедельник 7-го, в 18:08 Underway with all hands on board – согласно тому же вертолётчику. Ушли, наконец-то, проторчав в порту ещё сутки с капсулой на борту. Но утром того же дня впереди ледокола ушло официальное фото ТАСС. На все новостные агентства мира. Это был мат. Но Штаты и в этой ситуации сделали почти невозможное – заткнули все «большие» газеты, а вот малые… Понакупили, панимаш, телетайпов…

И никто и никогда никого не убедит в том, что в индианской сельской глубинке TASS PHOTO VIA UPI принимали на фототелеграф, а в Нью-Йорке, Вашингтоне, Чикаго, Лос-Анжелесе и Сан-Франциско в редакциях центровых газет такого аппарата не было. И если это действительно была подстраховка «русских» от кидалова, то тогда и интересный вопрос возникает – а кто это на этой исторической постановочной фотографии НЕ обозначен левой буквой (L)?


MURMANSK, RUSSIA: Three servicemen (R) from the American ice-breaker “Southwind” examine an Apollo space capsule, thought to be a practice dummy, that was later loaded aboard the ice-breaker to be returned to the U.S. September 7. The capsule was picked up by Russian fishermen in the Bay of Biscay, according to a Russian source. TASS PHOTO VIA UPI
Возможно что на оригинальной ТАСС-фотографии в оригинальной ТАСС-подписи и есть ответ (а может быть и нет), но тех четырёх левых мужиков ведь не для мизансцены же у железяки в профиль красиво построили. Остаётся только гадать.

А вот если исходить из того железобетонного правила, что Телеграфное Агентство Советского Союза никогда ничего просто так не сообщало, заявляло или фотографировало, то гадать совсем не приходится. Тут сразу получается однозначно, что те левые мужики известны настолько, что даже в разъяснениях не нуждаются. Не для советского человека, естественно, которому это фото совсем не посвящалось. Советский человек в этой истории вообще идёт лесом светлой заре навстречу. Но и обывателю Типтона тоже ведь ничего не было сказано даже через UPI. А если не обывателю, а кому другому?

Тогда всё в порядке – читаем ещё раз Сообщение ТАСС via UPI, что служащий посольства США Уильям Харбен (Harben); военно-морской атташе Франклин Бэббитт (Babbitt) и заместитель военного атташе Ричард М. Родниа (Rodnia)… И «сопровождающие их лица» в данном случае в одном лице, в том что без плаща. Это лысое лицо трём первым пропуска в порт бегало-выписывало вот и взопрело. А мож климат привычный… Кто знает… Вот тут гадать можно сколько угодно.

Как бы там ни было, но трое в плащах уговорили таки троих в униформе дать разрешение на погрузку. Наверное серийный номер, отправленный в Вашингтон для идентификации сошёлся там с тем, что казалось и офигевший Captain Edward D. Cassidy рванул со спасённым коническим грузом прямиком аж в Kara Sea.Там он нарисовал восьмёрку, сориентировался, снова обогнул Новую Землю с севера и погнал на home (см. карту), т.е. в Портсмут (Англия). Гуляли в Портсмуте целую неделю после трудов тяжких заполярных. Там же и от капсулы избавились, которая, согласно интернет-помойкам, улетела самолётом в Америку, прямо to the National Air and Space Museum. Такой ценный экспонат был.

А на самом деле, похоже, американские officials пытались всю эту неделю втюхать англам капсулу под видом тренировочной утеряной, но благородные джентельмены благородно послали янки на юг, по направлению названия ледокола. Тот и подался из Британики, южным ветром гонимый на север вместе с экспериментальной касулой, опять лёд долбить осенний гренландский в Баффином проливе. К базам ВВС США Туле и Зондерстрём снабжение проводить (the usual Greenland re-supply escort duties to Thule and Sondestrom Air Force bases). Заодно долбили лёд и на капсуле, проклиная космический конус за дополнительную работу на свежем морозном воздухе. Два месяца ещё долбили и фотографировались на фоне допработ, пока навигация не закончилась. И за весь этот пост-мурманский гренландский период ни один человек ни в одной мемории никакого слова не сказал за капсулу. Ни доброго, ни плохого. Наверное, просто постарались об ей прочно забыть.

Тем временем приближалась полярная ночь и 15-го ноября авиаотряд снялся с борта ледореза и улетел в тёплые края to Mobile, AL. Сам «Южный ветер» тоже, естественно, двинулся на юг и, как уже было сказано и показано вначале, прибыл в Балтимор 17-го ноября под какое-то рождество, по дороге спихнув капсулу портовским властям Норфолка, благо рядом.

Вот так и завершилось для ледокола Береговой охраны США USCGC Southwind (WAGB-280) участие в спасении Apollo-13, за что он ни славы, ни почестей не удостоился. Как за привоз «котельного железа» с ледоколом обошлись. И правильно сделали. Ибо «Аполлоны» ничем иным, как «котельным железом», и не были. Так за что же славить и почитать?

Разве что в декабре на борту ледокола появился новый командир Captain William S. Schwob. А Captain Edward D. Cassidy ушёл, так никому и не рассказав о своём историческом «решении» превратить Southwind в Recovery Ship по просьбе трудящихся посольства США.Так это или не так, можно было бы, конечно, из вахтенных журналов ледокола узнать, которые хранятся в Национальном управлении архивов и документации по адресу 14700 Townsend Road, Philadelphia, Pennsylvania 19154-1096. Папки от F-03-16-05-5 до F-03-16-06-1.[10]

Да только, думается, это всё без толку. Нет в вахтенном журнале ледокола Береговой охраны США USCGC Southwind (WAGB-280) никаких записей за капсулу с 00:00 05.09.70 по 24:00 09.09.70. Нет и всё. И листов других тоже нет.[11]

И если бы не письмо Nándor Schuminszky в 2001-м, 30 лет спустя, Вейду для Encyclopedia Astronautica, то до сих пор бы так никто бы и не знал, что это мурманское Recovery Apollo-13 нужно было Соединённым Штатам, как чирей в седалище. А вот Советскому Союзу гласная передача экспериментальной космической капсулы, запущенной по программе Аполлон была необходима как раз для того же фурункула в американский зад. Как одно из разоблачений «лунной аферы» США.

Из-за этой болячки, между прочим, капсула открыто проторчала на открытой палубе ледокола аж до самой сдачи на берег, что явно было одним из условий её транспортировки. Ибо невозможно поверить в отсутствие на борту соответствующего по размеру куска брезента. Но если это и так, то в Портсмуте (Англия) неужто для музейного экспоната денег пожалели на дерюгу? А ведь у всякого outdoor предмета в экстремальных морских условиях температур, солёности и влажности здоровья никак не прибавится. Особенно если этот предмет ещё и пешней регулярно долбить ото льда и всей души. А уж experimental space capsule which was launched under the Apollo program такого отношения к себе никак не заслуживала.

Так что без такого специфического мероприятия как glasnost, все труды по её добыче для СССР потеряли бы всякий смысл.

Другими словами – в сентябре 1970-го произошла ЛЕГАЛИЗАЦИЯ нелегальной апрельской добычи АПЛ К-8.


Окончание следует…


[1] http://www.southwind280.com/files/USCGC_Southwind_Photos.pdf

[2] http://www.navsource.org/archives/09/08/0803.htm

[3] http://www.southwind280.com/files/what_we_know.pdf

[4] http://briefandtothepoint.blogspot.com/2008/05/soviets-recovered-apollo-capsule.html

[5] http://www.southwind280.com/files/SouthwindSaga.pdf
At 1800 Sunday evening, we took aboard a practice NASA space capsule that the Russians had found somewhere. It looked like a dummy Gemini capsule. The Russian TV news had said that one of our reasons for coming here was to pick up the capsule.

[6] http://www.southwind280.com/files/SouthwindSaga.pdf
On 5 September, we began one of the most amazing experiences a person could ever have, a visit to Murmansk, Russia for two nights in the middle of the Cold War! CAPT Cassidy had requested permission from the U.S. State Department for the port call. The request was granted because it was a homecoming for!

[7] Покорители льдов. Корабли, капитаны, судьбы. Т. 2. Под ред. доцента А.Л. Демина. Авторы-составители М.В. и П.М. Музалевские. М: РИЦ «Кавалеръ», 2010. (стр. 6)

[8] https://bigphils.livejournal.com/20321.html, http://www.astronautix.com/n/nasaslostbotoryofbp-1227.html

[9] https://newspaperarchive.com/tipton-daily-tribune-sep-09-1970-p-11/

[10] http://www.jonessite.net/upload/LRD/stories/1227withpics.pdf (стр. 9)

[11] http://www.southwind280.com/files/SW_Smooth_Log.pdf

Tags: ussrnavy, ussrnavynew, visitor, Аполлон-13, ВМФ СССР
Subscribe

Posts from This Journal “ussrnavy” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments