bigphils (bigphils) wrote,
bigphils
bigphils

Category:

Л.Коновалов. Кто вместо Армстронга спускается по лесенке? Окончание Главы 27

"Некоторых кадров для логики монтажа — их просто не было, и Кубрик снимал это все в Голливуде. Вот надо было доснять открытие люка, надо было доснять, когда Нил Армстронг начинает спускаться по лестнице..."
А.Леонов, лётчик-космонавт СССР № 11, первый человек, вышедший в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Лауреат Государственной премии СССР. Из интервью РИА Новости.

Интересующиеся историей американского лунного надувательства, наверное, уже прочитали статью известного исследователя лунной аферы США Леонида Коновалова Глава XXVII. Кто вместо Армстронга спускается по лесенке?

Однако недавно он дополнил её интересным материалом, который я раньше нигде не встречал и который добавляет новый поворот к этой и так уже весьма позорной странице американской пилотируемой космонавтики. Вот это окончание.


Есть ещё одно обстоятельство, которое однозначно свидетельствует о том, что спуск астронавта по лесенке снимался в павильоне с использованием бутафории - вместо лунного модуля было использовано павильонное  сооружение, не имеющее ничего общего с реальным модулем. А лесенка, по которой спускался карлик, не была даже прикреплена к лунному модулю — это было отдельное бутафорское изделие.

Дело в том, что на реальной лестнице не удалось снять кадры, в которых создавалась иллюзия слабой «лунной» гравитации. Опора лунного модуля, к которой была приварена лестница, располагалась под углом 30° к вертикали (рис.XXVII-49).

Armstrong_Pic_49.jpg
Рис.XXVII-49. Угол между опорой лунного модуля и вертикалью составляет 30°

И астронавту приходилось спускаться по лестнице на четвереньках, примерно так, как это изобразил художник  в "Apollo operations handbook. Lunar module." (рис.XXVII-50).

Armstrong_Pic_50.jpg
Рис.XXVII-50. Так представляли себе спуск по лестнице работники НАСА. Рисунок из справочника Груммана (разработчика лунного модуля)

Хотя ранец за спиной был бутафорский, он всё равно придавливал астронавта к лестнице, отчего астронавт на первых пробах был похож на ползущую черепаху. При этом сразу выдавалось земное притяжение. И тогда, для создания лёгкости спуска, было принято чисто «кинематографическое» решение. Лестницу отсоединили от лунного модуля и поставили её вертикально, а актёра подвесили на  тросе. И в таком случае астронавт уже не прижимался к лестнице, он "легко" спускался по вертикали сверху вниз. Кроме того, потянув за трос вверх, можно было создать ощущение, что астронавт в тяжёлом скафандре легко подпрыгивает вверх по ступенькам, скользит вдоль лестницы, и при этом у него свободно болтаются "в воздухе" две ноги (рис.XXVII-51).

Armstrong_Pic_51.gif
Рис.51 (gif). Астронавта тянут вверх на тросе.

А теперь представьте, как будет выглядеть этот прыжок вверх вдоль лестницы, если съёмка будет производиться без наклона съёмочной камеры и на реальной лестнице лунного модуля. Вот перед вами снимок AS11-40-5869, который мы повернули, чтобы линия горизонта стала такой, какой она должна быть, горизонтальной (рис.XXVII-52).

Armstrong_Pic_52.jpg
Рис.XXVII-52. Снимок AS11-40-5869 выровнен по линии горизонта

Астронавт, спустившись по лестнице вниз и встав на чашу опоры, решает подпрыгнуть вверх, вдоль лестницы. Но "вверх" - это не вертикально вверх, а вперёд по диагонали, под углом 60° к горизонту. Он подтягивается на руках, ноги отрываются от чаши опоры и повисают в воздухе. И пока астронавт держится руками за лестницу, ДВЕ ноги висят в воздухе параллельно лестнице, т.е. под углом 60° к горизонту и несколько секунд свободно болтаются (рис.XXVII-53).

Armstrong_Pic_53_left.jpgArmstrong_Pic_53_right.gif
Рис.XXVII-53 (gif). Две ноги астронавта (правый кадр) несколько секунд болтаются в воздухе

У нас нет сомнений в том, что астронавт в этот момент просто висит на тросе, и его болтает из стороны в стороны. И тянут его не по диагонали, под углом 60° к горизонту, как должно было бы быть, а поднимают вертикально вверх. А чтобы создать иллюзию слабого лунного тяготения, относительно линии горизонта поворачивают съёмочную телекамеру и лестницу. Такие приёмы в кино давно отработаны.

Далее, в телевизионном репортаже «прямого эфира с Луны», мы видим, что астронавт отходит от лестницы. Его фигура располагается вертикально, хотя линия горизонта наклонена (рис.XXVII-54).

Armstrong_Pic_54.jpg
Рис.XXVII-54. Астронавт отошёл от лесенки

Если выровнять такой кадр по линии горизонта, то получится абсурд: астронавт идёт под углом к вертикальной линии, и он непременно должен упасть, потому что центр тяжести выходит за линию опор ног (рис.XXVII-55).

Armstrong_Pic_55.jpg
Рис.XXVII-55. При ровной линии горизонта астронавт оказывается идущим под углом к вертикали

Но астронавт ходит и не падает, значит, актёр на самом деле на рис.XXVII-54 стоит вертикально, и камера во время съёмки этого эпизода не наклонена ни влево ни вправо. Относительно вертикали наклонена... только лестница. Наклонить астронавта относительно вертикали не получится - он упадёт, а вот наклонить лестницу - элементарно просто.Чтобы получить примерно одинаковый угол наклона стоящего астронавта и лестницы, а они почти параллельны в телевизионном репортаже, разница менее 10°, лунный модуль необходимо сильно наклонить (рис.XXVII-56).

Armstrong_Pic_56.jpg
Рис.XXVII-56. Только при таком наклоне лунного модуля удастся получить кадр, как в телевизионном репортаже

Конечно, многотонный лунный модуль не сможет устоять в таком наклонном положении, тем более, что никакого крутого холма под его опорами не видно. На самом деле лунный модуль не наклоняли, просто для съёмок «прямого репортажа с Луны» от лунного модуля отсоединили опору с лестницей и наклонили только её (эта часть обведена на рисунке). Зачем наклонять весь лунный модуль, если его не видно? В кадре только лестница, вот только лестницу и наклонили.

Соответственно на фоне, в нескольких метрах от ЛМ, провели не горизонтальную, а наклонную линию горизонта.

Итак, никакого исторического спуска Армстронга по лесенке на лунную поверхность не было, и даже самого Армстронга в кадре "прямого репортажа с Луны" не было вообще. Весь эпизод снимался в павильоне с применением бутафории и подставных актёров. Для того, чтобы создать ощущение лёгкости спуска и подъёма, актёр был подвешен на тросе, а лесенка с опорой была отделена от лунного модуля и поставлена в кадр отдельно от модуля и почти вертикально (вместо угла наклона в 30°). Роль Армстронга исполнял карлик, рост которого (120-130 см) был в полтора раза меньше реального астронавта (180 см). Соответственно на маленького актёра был надет маленький бутафорский скафандр.

И знаменитая фраза Армстронга про "маленький шаг" в этом свете воспринимается уже не как гордость, а как сарказм: это один маленький шаг человека... That’s one small step for man...


Об авторе:

Леонид Коновалов окончил операторский факультет ВГИК, обучался в аспирантуре НИКФИ. В качестве оператора-постановщика снял несколько полнометражных фильмов, работал на нескольких сериалах («Козлёнок в молоке», «Кобра. Обратный отсчёт», «Застава»). Фильм «Беловы» был удостоен Государственной премии за 1994 год, фильм «Юноша из морских глубин» попал в номинацию «Лучшая операторская работа» на фестивале «Зелёное яблоко» в 1995 году. В 1988-93 гг. на кинофабрике «Свема» разработал технологию изготовления и написал рецептуру плёнок с нестандартной цветопередачей — «Ретро» и ДС-50. Эти киноплёнки использовались на разных киностудиях («Ленфильм», ст. им. Горького, Туркменфильм, Эстонский радиотелецентр, ст. им. Довженко, ВГИК) при производстве 14 картин.
В журнале «Техника кино и телевидения» опубликовал 7 статей на научно-технические темы. Написал книгу «Как разобраться в киноплёнках», издана в 1997 году.
Основное место работы — кафедра Аудиовизуальных технологий и технических средств ВГИК, ведёт дисциплины «Кинофотопроцессы и материалы» и «Цветоведение», на режиссёрском факультете — «Теория и практика монтажа». Является доцентом.

Tags: Аполлон-11, Леонид Коновалов, Леонов
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments